Китайский Север в лютые морозы
Китайские провинции очень сильно отличаются друг от друга. Где-то строят небоскрёбы и почти летают поезда, а где-то стоят покосившиеся мазанки и вовсю используются паровозы.
Я был очарован колоритом Китая ещё во время первой поездки туда полтора года назад. С тех пор сплю и вижу, как проеду по всей стране на машине — но пока это не очень осуществимо. Пока же изучаю его точечно, в меру возможностей.
Идея посетить самую северную китайскую провинцию Хэйлунцзян в середине зимы была почти безумием. Гулять по городу в тридцатиградусные морозы — сомнительная радость. Но с точки зрения банальной этнографии, так даже интереснее - посмотрим, как выживают жители города Хэйхэ.
Хэйхэ стоит прямо напротив русского Благовещенска, стоит лишь перейти границу. Но сами города отличаются друг от друга невероятно, словно попадаешь на другую планету.
Этот город практически полностью русифицирован, надписи на кириллице есть у 9/10 вывесок. Об этом феномене уже рассказывал.
А девять десятых китайцев этого города говорят по-русски. В той или иной степени, но говорят. Увидев иностранца, здесь не спрашивают, откуда ты — всем и так понятно.
Сосредоточимся на повседневной жизни города. Хэйхэ город торговый, и весь его смысл сводится к тому, чтобы люди покупали и продавали. Так готовится утка по-пекински, которую можно отведать на каждом шагу.
Даже там, где никаких стационарных магазинов нет, идёт бойкая торговля. Просто ставишь стол, кладёшь товар на землю…В городе было замечено много людей подобного вида. Сперва подумал, что бомжи или солдаты-дезертиры. Мужики в шинелях это, как правило, бедные крестьяне, жители далёких деревень, которые приезжают в большие города и продают то, что у них есть. Таким образом, кормят свои семьи. Шинель же — самая дешёвая, но при этом очень тёплая одежда.
Чем торгуют? Свиные ноги, мороженая рыба, курица, домашняя колбаса…и, конечно, столетние яйца. Так и не рискнул попробовать.
Большие осетры и мальки из Амура, фазаны — как правило, крестьяне всё это выловили сами.
Интересно, что под таких деревенских пареньков пытаются “косить” городские жители. Видимо, “шинельным” доверяют, и берут и них. Вот мужик в более дорогом камуфляже разбивает замороженную рыбу о плитку. В углу кадра видно коробки, в которых он привёз эту рыбу. Совсем не крестьянская упаковка.
Архитектура китайских домиков разная, и достаточно спорная. Но здесь, хотя бы, есть о чём спорить.
Внешне здания выглядят гораздо симпатичнее Благовещенска. Но Китай есть Азия, и рядом с блестящей башней обязательно кто-то нагадит. Мы тоже азиаты, в той же мере.
Хэйхэ город молодой, ему тридцать лет, и каждый из витков развития приходится примерно на десятилетие. В восьмидесятые строили такие деревянные бараки. В девяностые — панельные дома, до боли напоминающие наши хрущёвки. Сейчас стиль такой, как на двух предыдущих фотографиях.
Обычный двор. Тоже похоже на Россию, только проводов слишком уж много, такого у нас не позволяют.
Как электрику с этим справиться?
Город достаточно грязный. Местами срач просто убивает. Благовещенск на его фоне — идеально вычищенный.
Уголь, валяющийся прямо на тротуарах, сталактиты в переулках…
Ну, и знаменитое китайское качество. Через двадцать лет эксплуатации шикарный когда-то отель превращается…Впрочем, эти ребята учатся.
Про холод. О, это был чёртов дубак! Как я выдержал два дня на тридцатиградусном морозе! Спасибо подогреваемым американским стелькам и согревающей китайской водке. Самим китайцам тоже холодно.
Укутывать нужно всё, кроме глаз.
Даже курят в такие холода, без помощи рук.
Но даже в мороз ездят на велосипедах и мопедах.
Кто сказал, что ушанка — русский головной убор?
Китайские бабушки в зимний сезон сидят не на лавочках у подъезда, а на рынке. Они не торгуют, просто обсуждают всех вокруг.
Хэйхэ — родина адского трактора. Не удивлюсь, если он серийный.
Современные китайские машины выглядят, конечно, совсем иначе. И именно здесь, в самом северном городе, построен специальный полигон для испытаний. Все автопроизводители Поднебесной привозят сюда свои машины, чтобы проверять их в суровых условиях.
Интересно было бы на этот полигон попасть. Может, у кого-то есть идеи?
Общественному транспорту на морозе непросто. Двигатели тоже, как у нас, утепляют всяким страшным на вид непотребством. Садимся в автобус и едем в одно интересное место.
Нет, не в деревню. Про неё будет отдельный рассказ. А это всё ещё городская черта, просто старые кварталы. Остатки былой роскоши.
Так и выглядел поначалу маленький посёлок Хэйхэ, волею судеб превратившийся в почти мегаполис из-за торговли с Россией.
Большой китайский город пожирает своё же прошлое, сметая всё на пути.
У Китая есть шанс повторить опыт южнокорейцев, которые урбанизировали свою страну до такой степени, что традиционная деревня осталась чуть ли не в единичном экземпляре на всю страну.
Хотя тенденция мне нравится, города нужно развивать. Главное не заиграться.
Три поколения Хэйхэ: семидесятые-восьмидесятые/девяностые и наши двухтысячные.
Некоторые домики очень симпатичны на вид — красный кирпич, оригинальные крыши, большие окна.
Без косяков не обходится. Дома сданы, люди заселились - территории засраны. ОЙ! Что это с гаражами такое?
В-общем, скоро от всего этого не останется ничего: приедешь через полгода — а там район новостроек.
Или так и надо?
Вот здесь новый район уже построили, и повесили большую карту, чтобы люди привыкали.
Теперь перемещаемся назад, в центр Хэйхэ, к его естественной границе в виде реки Амур. Освещённые солнцем дома — это уже Россия, город Благовещенск.
Набережная не такая шикарная, как на нашей стороне. У неё всего один этаж, но зато плитка не такая скользкая.
У нас, опять же, не встречал туалетов. Здесь они есть, но двери такие узкие, что даже худой российский мужик не пролезет.
А это любимый знак всех, кто приезжает в Хэйхэ.
Летом катают по Амуру на корабликах.
А вот и российско-китайская граница на льду. Полная противоположность вот этого кадра, который я снял из Благовещенска.
Китайцы смотрят на наш берег и о чём-то себе думают. Раньше в Хэйхэ приезжали тысячи русских, каждый день, и покупали у них товары. На этом китайцы разбогатели, на эти деньги отстроили большой город. Сейчас ситуация изменилась, юань подорожал в два раза, и россияне больше не приезжают. Зато едут китайцы, для них всё стало в два раза дешевле. В том числе недвижимость и бизнесы. До сегодяншнего дня никакой жёлтой угрозы в городе не существовало. Но не с этого ли она может начаться? Впрочем, о китайской экспансии в Россию и стереотипах о ней мы поговорим в отдельном репортаже.